Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Реферат
Зарождение объективного идеализма в Древней Греции


ВУЗ, город:

СПБИУиП

Предмет: Философия

Реферат по теме:

Зарождение объективного идеализма в Древней Греции

Страниц: 12

Автор: Юлия

2008 год

5 79
RUR 499
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Зарождение объективного идеализма в Древней Греции. Философия Парменида и Пифагора. (Реферат, 2008)

    ... принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание ... существующее». Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так ... душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. ...

  2. Объективный идеализм Платона. (Контрольная работа, 2008)

    ... миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия. Платон ...

  3. Истоки культуры древней Греции (Реферат, 2008)

    ... мировоззрении древних греков сильна была вера во всесилие рока. Все сущест-ва мира люди и боги находились ... , в основном, были характерны эллинам, жившим в ранний классический период истории Древней Греции. По ...

  4. Архитектура Древней Греции (Реферат, 2008)

    ... развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств. Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции ... и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в ...

  5. Экономическая система рабовладений на примере Древней Греции (Реферат, 2011)

    ... рабами. В античных странах сначала также существовало патриархальная форма рабовладения, но по мере развития ... Роль рабства в развитии экономики Древней Греции. 1. Особенности экономической системы греческого ...

  6. Театры Древней Греции (Курсовая работа, 2008)

    ... , Дионисиях. Драматические представления проходили как состязания драматургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и ... древнегреческого театра Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор со ...

  7. Положение женщин в Древней Греции (Реферат, 2010)

    ... . В Древней Греции существовало несколько терминов в приложении к женщинам разного социального положения. Девочка (kora) жила ... чьему очагу она принадлежала, — родословная шла по мужской линии. Для древних греков физиологические особенности женщин ...

Содержание

Введение 3

1. Зарождение объективного идеализма в Древней Греции. 4

2. Философия Парменида и Пифагора. 8

Заключение 11

Список использованных источников 13

Введение

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, не- мифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным эле- ментом которой стало учение о космосе (космогония).

Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется. И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы — вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой. [6, c. 82].

Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие черты. В частности, не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого.

1. Зарождение объективного идеализма в Древней Греции.

Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ (и его ученик Платон, создавшие целую систему объективного идеализма.

Общепризнанным является тот факт, что родоначальником объективного идеализма в античной философии (да и в философии вообще) является все таки Платон. Однако, несомненное влияние на него оказали такие философы, как Пифагор, Парменид, Гераклит и Сократ.

В частности, от Пифагора Платон воспринял орфические элементы, имеющиеся в го философии: религиозную направленность, веру в бессмертие, в потусторонний мир, жреческий тон, а также свое уважение к математике и смешение интеллектуального и мистического.

От Парменида Платон унаследовал убеждения о том, что реальность вечна и вневременна, и что всякое изменение, с логической точки зрения, должное быть иллюзией.

У Гераклита Платон заимствовал негативную теорию о том, что в этом чувственном мире нет ничего постоянного. Эта доктрина в сочетании с концепцией Парменида привела к выводу, что знание не может быть получено через органы чувств, а только может достигаться только разумом. От Сократа Платон унаследовал интерес к занятиям этическими проблемами и тенденцию искать скорее телеологическое, чем механическое объяснение мира..

Платон сравнивал человеческое существование с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными и дают действительное знание. Понятия образуются актом вспоминания идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками.

Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплощениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о созерцаемых сущностях.

В социологии Платон также проводил принципы объективного идеализма и выступал против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного общества (навеяно военизированным устройством Спарты) с жесткой социальной стратификаций (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель мудрость, мужество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции), в сочетании образующие высшую добродетель справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общественного устройства (государства) в дальнейшем в ноых интерпретациях неоднократно воспроизводилась в философии.

В учении Платона древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие «корпус Платона» составляет свыше 30 диалогов. [4, c. 59]

Выдержка

2. Философия Парменида и Пифагора.

В начале V в. до н.э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего считали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. [6, c. 93]

Пифагор и пифагорейский союз имеют немалую заслугу в том, что в Кротоне сравнительно длительное время удерживала политическую власть аристократия. По их инициативе аристократический Кротон предпринял военные действия против города Сибарис, в котором победила рабовладельческая демократия.

Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Считается, что Пифагор первым обосновал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов, катетов (теорема Пифагора). В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрические задач, которыми занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорейцы решают многие геометрические задачи того времени.

Изучение зависимости между числами, и в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучли характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. [1, c. 121].

В основу теории человеческого бытия Пифагором было положено соотношение тела и души. Тело являлось темницей для души и поэтому смерть высшее благо. Душа бессмертна и перевоплощается в различные тела. Счастье человека заключается в «очищении» (катарсисе) высшей этической цели, достигаемой для тела через вегетарианство и воздержание, для души через познание музыкально-числовой структуры космоса. [5, c. 40]

Значение пифагорейской школы для развития античной науки и философии трудно переоценить. В количественных соотношениях различных явлений пифагорейцы усмотрели всеобщую, необходимую причину сущего, "начало божественной, небесной и человеческой жизни... ".

Наряду с пифагорейской существовала и другая философская школа элейская. Ее основателем является Ксенофан странствующий сказитель. Учение Ксенофана было развито его учеником Парменидом, являющегося автором дошедшей до нас поэмы «О природе». [2, c. 32]

Почему Парменид отвергает движение? Ответ на этот вопрос вытекает из его характеристики отношения бытия и небытия: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Эти мысли ведут к единственному логическому выводу: не-сущее не существует.

Все, что существует, есть сущее, которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант исключается. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. [5, c. 43].

Парменид, видимо, осознавал, что такое рациональное понятие сущего находится в противоречии с данными чувственного опыта, поэтому он и стремился объяснить «действительный» реальный чувственный мир, однако его объяснение не помещается в рамках его учения об «истине». Рассматривает он чувственный мир лишь как «мнение».

Сила разума, как это видно из творчества Парменида, заключаетс в возможности путем рассуждений продвинуться от внешних фактов к некоей внутренней основе. Ведь обоснование и есть выявление основы, в том числе и там, где речь идет об основе всего мироздания.

Однако главным законом разума Парменид считает запрет противоречий. А это значит, что, утверждая Бытие, мы, тем самым, отрицаем Небытие. Ведь нечто, как считает Парменид, не может одновременно и быть, и не быть. Выясняя характеристики Бытия, Парменид отмечает, что оно не имеет начала и конца во времени, так как тогда нужно было бы предположить возможность перехода Бытия в Небытие и обратно. [6, c. 108]

Тем не менее, то, что обычно именуется множеством, движением, несовершенством, не является пустой выдумкой. Все это дано нашим чувствам и неотлучно сопровождает в будничной жизни. Однако, признавая наличие многообразных тел и всевозможных изменений, он отказывает всему этому в подлинной реальности. Единая неподвижная основа мира, которую он часто, следуя мифологическим представлениям о совершенстве, характеризует как шарообразную, принадлежит истинному миру сущности. А многообразный мир вокруг нас, согласно Пармениду, есть лишь мнимость, видимость. Причем граница между этими двумя мирами оказывается у Парменида абсолютной и непреодолимой. Более того, следуя логике Парменида, мы должны признать эту границу необъяснимой.

Список использованной литературы

1. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. М., 2000.

2. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. М., 1990.

3. Основы философии. // под ред. Несмеянова Е.Е. Ростов-на-Дону, М., 2002.

4. Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.

5. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 2 ч. Ч.1. М., 1994.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.

5 94
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Зарождение объективного идеализма в Древней Греции" - Реферат

История философии
История философии
Издательский дом "Питер" , 2013

ISBN 5498073178,9785498073170

В пособии кратко прослеживается развитие философских идей и концепций от античности до сегодняшнего дня....
Достижения естествознания и религия
Достижения естествознания и религия
1960

ISBN

История философии
История философии
2013

ISBN

История казахской философии
История казахской философии
2013

ISBN

От Гераклита до Дарвина (Том 1)
От Гераклита до Дарвина (Том 1)
Alexander Doweld

История одного города.--Господа Головлевы.--Сказки
История одного города.--Господа Головлевы.--Сказки
1974

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Сочи-2014 и Олимпиада-80. Цепь роковых совпадений - Московский комсомолец

Сочи-2014 и Олимпиада-80. Цепь роковых совпадений - Московский комсомолец

После триумфальной Олимпиады в Сочи на Россию обрушились неприятности: многочисленные западные санкции, фактический разрыв отношений с Украиной, обвинения нашей страны в военной агрессии — все это наложилось на остановку экономического роста. А если вспомнить события после московской Олимпиады-80, то получается просто эффект дежа вю, ведь и тогда случилось все то же самое, только дальнейшее... далее

Война на Украине: все иначе! - inoСМИ.Ru

Война на Украине: все иначе! - inoСМИ.Ru

Согласно идеалистам, в международной политике речь идет об идеалах. Если, например, США ведут войну в Ираке, то делают это на благо иракцев, потому что американским политикам просто чрезвычайно важно, чтобы в Ираке процветала свобода и демократия. Согласно реалистам, все иначе: у держав есть свои интересы в сфере экономики и безопасности, согласно которым они и действуют. Если, например, США... далее

Русский мир и «ужасный Запад» - inoСМИ.Ru

Русский мир и «ужасный Запад» - inoСМИ.Ru

Разговоры эти — крайне малокомпетентные, они как правило не основаны на реальных фактах, и в большинстве случаев являются очень вольной интерпретацией реальных исторических событий. Разговоры о США, которые разваливают все страны, к которым только прикоснутся, имеют в основе параноидальное сознание, характерное для психически не очень устойчивых сторонников «русского мира». Как правило, у этих... далее

Неуклюжая забывчивость - inoСМИ.Ru

Неуклюжая забывчивость - inoСМИ.Ru

В 1990-е годы, благодаря своей профессии преподавателя философии, я имел возможность семь раз побывать в России. Чаще всего я приезжал туда по приглашению российских научных институтов, а один раз как куратор студенческого обмена. Появившиеся в результате этих поездок научные работы можно найти на моем вебсайте The Online Gadfly, как и подробный отчет о моей совместной работе с российскими... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх