Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Реферат
Культура и природа


ВУЗ, город:

Интститут Управления и права

Предмет: Культурология

Реферат по теме:

Культура и природа

Страниц: 16

Автор: Юлия

2008 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Культура и природа. (Контрольная работа, 2008)

    ... на единстве культуры, человека и его деятельности. [4, с.15] Существует множество определений культуры и множество ... природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда ˙он стал переделывать природу ...

  2. Культура и природа (Реферат, 2008)

    ... культурной антропологии ˙Э. Тайлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает ...

  3. Американизация" как явление современной культуры (Реферат, 2008)

    ... . Американские теоретики издавна пытались противопоставить Новый Свет Европе, рассматривая Америку как новое культурное пространство ... мире, главной опорой мира и демократии на земном шаре. Симптомы американизации мировой культуры очевидны ...

  4. Структура и функции культуры (Реферат, 2011)

    ... стадией развития культурологии стала наука о цивилизации. Цивилизации понимались как совокупности творений человеческого разума, которые ... можно разделить на духовную и материальную культуру. Превращение культурологии в науку о человеке ...

  5. Философия культуры (Реферат, 2008)

    ... последнюю цель природы в отношении человека и человеческого рода. Включать ли все это в понятие «культура» ... . Цели, реализуемые культурой, это цели природы (а не цели свободы) и вовсе не наши (как писал Кант) цели, ...

  6. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО (МАГИЯ) (Курсовая работа, 2008)

    ... , перенимающей культурные достижения. Духовная культура составляет ядро цивилизации (как есть ... человека. Человек, творящий духовную культуру или находящийся в поле ее притяжения, и есть Человек Духовный. Духовный человек способен создавать культуру ...

  7. Миф в культуре и его интерпретация в живописи французского классицизма на примере творчества Никола Пуссена (Дипломная работа, 2008)

    ... художественной жизни. Многие произведения Пуссена этих лет носят несомненную печать влияния современного ему итальянского искусства ... годах линии своего ... картине художник исходит из идеи прекрасного, в силу чего предмет изображения, по словам Пуссена ...

Содержание

Введение 3

Генезис понятия «культура». 4

Взаимодействие человечества и природы. 7

Технический прогресс и экология. 12

Заключение 15

Список использованной литературы. 17

Введение

˙В ХХ веке перед человеческой мыслью встал ряд принципиально новых проблем, связанных с глобальными кризисами современности, с переосмыслением места и назначения человека в историческом процессе. Вопросы, поставленные ˙перед человечеством никак нельзя назвать праздными. Человечество осваивает природу, ставя ее на службу своим потребностям и интересам; но ˙природа, одновременно, все дальше и дальше отчуждается от человека и в любой момент готова отплатить ему злой шуткой, как бы доказывая его полную˙ беспомощность перед стихией. Человек во имя своего благополучия создает цивилизацию, но она-то и представляет для него наибольшую ˙угрозу. Наука развивается небывалыми темпами, информационный поток становится все стремительнее, человек внедряется в микромир; но стал ли он ближе˙ к пониманию сути вещей, бытия, чем тысячу лет назад? Человечество осваивает космос, но теряет единство с ним. ˙Человек стремится к познанию, но теряет способность к пониманию. Человечество совершенствуется, но становится бесчеловечным..

˙В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии˙ между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, ˙и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. В конечном счете обнаруживается, что социокультурные программы постоянно завышены и не имеют естественных тормозов, а в своей ˙биологии человек намертво привязан к природе и биологическое в человеке не выдерживает социокультурных капризов и прихотей.

1. Генезис понятия «культура».

˙Термин «культура» вошел в обиход социально мысли сравнительно недавно (вторая половина XVIII в.). Его возникновение тесно связано с развитием гуманистических идей, многообразно отраженных в различных сферах общественного сознания. ˙

В настоящее время понятие культура используется в различных смыслах и может обозначать исторические эпохи (античная культура, средневековая культура), конкретно-исторические народности, нации, другие социальные общества (русская культура, культура майя), ˙различные сферы жизни и деятельности (философская, художественная культура; культура поведения, быта и труда), духовную жизнь людей (мировоззрение, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, духовные отношения и учреждения). ˙

Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает трудность в ее определении. Существует несколько сот определений культуры и ˙нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее ˙функции. Культура открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности «классического» определения культуры. Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений. ˙

Первоначально рассматриваемый термин означал возделывание, обработку земли, т.е. процесс˙ преобразования естественного, природного состояния в дело рук человеческих. ˙Уже в самом слове проглядывается глубокая связь между тем, что оно обозначает (культура) и деятельностью, направленной на изменение девственной природы (натуры). Все, что сотворено человеком, а также ˙побочные последствия этой деятельности и составляют пространство культуры (вторая природа), которое в известном смысле и отношении противостоит объективной данности мира (первая природа). ˙По мере расширения и усложнения общественной практики понятие «культура» ˙приобретает новые значения, о чем уже шла речь выше. Но генетический смысл остался: под культурой, в любом значении этого понятия, подразумевается деятельность, направленная на изменение природы, человека ˙и ее результаты.

˙Отсюда одно из наиболее распространенных определений культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природы, общества, самого себя и представленной предметами материального и духовного труда. ˙.

Выдающийся гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии А. Швейцер определяет культуру как «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в˙ той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».˙

В культуре выделяются две ведущие стороны: предметная и деятельностная. Первая ˙представлена артефактами культуры. К ним относятся как материальные (вещественные), так и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: простейшие орудия труда, техника в целом, различные архитектурные˙ сооружения, глобальные системы (экономические, политические, космические, энергетические и т.д. ), языки, духовные символы, искусство, теории, нормы поведения, определенный образ жизни и другие. ˙

По многообразным артефактам˙ культуры, их возникновению, становлению, последствиям их функционирования судят о той или иной исторической эпохе. Уровень познания окружающего мира, средства опосредствующие взаимодействие ˙природы и общества, различные виды искусства, литература, религиозные верования, социально-политические идеалы и цели все это создает неповторимый облик определенного общества и его культуры. ˙

Вторая сторона культуры относится к творческой деятельности людей. В связи с этим возникает проблема ˙творчества. Под творчеством понимается деятельность, созидающая качественно новое, не бывшее ранее. Существенной особенностью человека является то,˙ что окружение, в котором он живет, создано им самим. Эта искусственная среда не имеет аналогов в естественной природе и является поэтому следствием творческой деятельности человека. ˙Разумеется, как природное существо, человек вынужден приспосабливаться к природным условиям своего существования, но в целом его деятельности присущ творческо-созидательный характер, хотя цели, которые им при этом преследуются, ˙иногда оборачиваются совершенно неожиданными, а зачастую, противоположными последствиями. Вопрос о сущности творчества по-разному разрешался в ˙истории философии. Так, в античной философии интеллектуальное созерцание бытия (вечного, неизменного) носило ˙главенствующий характер по отношению к любой деятельности, в том числе творчеству, как относящихся к конечному и изменяющемуся. Платон˙ рассматривал творчество как своеобразную одержимость в стремлении к высшему созерцанию мира (учение об Эросе). В средневековой философии творчество как высшее проявление представлено в трансцендентной личности (Боге), ˙ сотворяющей бытие из небытия. Главным компонентом творчества выступает воля, которая по отношению к человеку проявляется как историческое творчество. ˙

Существует многообразие мировой культуры. В ней присутствуют локальные, региональные, ˙национальные, этнические различия. Сосуществование культур, их диалог, различные формы взаимодействия известны с древнейших времен.

Разумеется,˙ возможности этого взаимодействия становились все более обширными и глубокими, их взаимовлияние на современном этапе развития неизмеримо возросло. ˙.

2. . Взаимодействие человечества и природы.

˙В конце XIX столетия вопрос об отношении природы и культуры стал вопросом логики и методологии. Была предпринята попытка показать, что человек, имея дело с природой и культурой, использует существенно различные формы мышления и поведения. ˙

Культура — это действительность, выявляемая индивидуализирующим подходом, т.е. представленная в ее уникальных, неповторимых, единичных образцах. В этом пункте, правда, была˙ одна незаметная на первый взгляд сложность. В одних случаях сама действительность (в отличие от «препарированной» природы) существует в совокупности своих индивидуальных проявлений. ˙В других случаях индивидуализированная реальность есть результат приложения особой идеографической методологии, «индивидуализирующего» понятия. ˙

В принципе, возможны два образа культуры и два образа природы. Один и тот же объект может быть трактован и как объект природы, и как культурная индивидуальность. ˙Байкал в качестве одного из озер объект природы, но как единственное в историко-культурном роде явление оно уже вне ряда, а стало быть, вне природы.

Решающим обстоятельством в выработке новой концепции природы является экологическая проблематика.

Именно она жестко диктует правила дальнейшей методологической «игры» в отношениях человека и природы и в научно-философском переосмыслении этих отношений.˙.

Выдержка

Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не˙ только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать ˙природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции ˙человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума. ˙

В этом можно усматривать несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, ˙которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке. ˙

Однако очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой. ˙По этому поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает теорию ˙природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека. ˙Однако более предпочтительной кажется идея обобщения этих двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры.

˙Человек здесь выполняет роль соединительного звена двух типов эволюции природной ˙и культурной или, как еще говорят творческой эволюции. ˙

Человек обладает внутренней принадлежностью к природе и культуре, внутренней принадлежностью к естественной и творческой эволюции. В конце концов, культура ˙это пересозданная человеком природа. Человек, «пересотворяя природу», утверждает тем самым себя как субъекта культуры, как ее создателя, и, следовательно, как Человека. ˙

Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого нарастает степень отчужденности природы и человека. Созидая надприродную ˙реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования.˙ Культура века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим экологические проблемы. ˙Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа˙ это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая деятельность человека, экологическая ˙культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во много обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности.

˙Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение земли как уникальной экосистемы. ˙.

Ее задача поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести ˙знание об этих отношениях в систему ценностей культуры. Это потребует переориентации всех видов жизнедеятельности человека, его менталитета, целей и идеалов, т.е. ˙мировоззрения. Природа в этом мировоззрении должна рассматриваться как самоценность, и ее преобразование должно санкционироваться высшими духовными смыслами, а не технократическими показателями, как это зачастую делается в современной культуре. Такая оценка ˙природы должна быть имманентна самосознанию человека, а не только культуре. Природа должна оцениваться человеком как источник эстетических, нравственных˙ и других идеалов. Гуманизм, при таком подходе, с необходимстью должен включать в себя ценности и идеалы экологического характера, т.е. необходимо выйти за границы антропоцентрических ценностей и идеалов. ˙

Список использованной литературы

1. Елисеев А. Л., Тюрин Е.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. Орел, 1998.

2. Карпенков С.А. Концепции современного естествознания. М., 2001.

3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. М., 2001.

4. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М., 1999.

5. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.

6. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М., 1998.

5 61
RUR 499

Статьи по теме для самостоятельной работы

Серия спецпроектов открывается в рамках 6-й Московской биеннале - Телеканал Культура

Серия спецпроектов открывается в рамках 6-й Московской биеннале - Телеканал Культура

Серия выставок в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства открывается в Центре творческих индустрий. Семь специальных проектов объединены интересом к исследованию природы человека и искусства, к истории и эмоционально-психологическим особенностям жизни в современном обществе. О ложности наших стереотипных видений мира размышляют пять известных художников-минималистов из разных... далее

Фильм: «Эверест» - "Лаборатория новостей - Красноярск"

Фильм: «Эверест» - "Лаборатория новостей - Красноярск"

Сам Эверест и всё природное, что с ним связано, в фильме вышло бесподобно. «Эверест» основан на реальном восхождении группы альпинистов на Эверест в 1996-м году — один из участников этой трагической экспедиции, журналист Джон Кракауэр, написал об этой истории книгу «В разреженном воздухе», которая отчасти и легла... В одном из центральных эпизодов до рокового восхождения тот самый журналист... далее

В Рязани за три дня посадили более 300 новых деревьев - Рязанский городской сайт

Пожалуйста, отключите Adblock. Чтобы все это делать необходимо вкладывать средства и силы в новые форматы, в развитие. Мы запускаем новые рубрики и делаем все это для вас, наших читателей, но есть процент пользователей, у которых включен Adblock на нашем сайте. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Во вторник, 22 сентября, на территории Центрального парка культуры и отдыха... далее

Исполняется 95 лет со дня рождения Сергея Бондарчука - Телеканал Культура

Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Сергея Бондарчука. Народный артист СССР, лауреат «Оскара», основатель целой режиссёрско-актёрской династии, ВГИК он окончил только после войны, которую прошёл до последнего дня. Сергей Бондарчук говорил: «Кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям». Неюным, 27-летним студентом Сергей Бондарчук дебютировал в «Молодой гвардии». Постоянно... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх