Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Дипломная работа
Стимулирование социально-педагогческой адоптации студентов младших курсов.


ВУЗ, город:

РГСУ (г.Москва)

Предмет: Психология

Дипломная работа по теме:

Стимулирование социально-педагогческой адоптации студентов младших курсов.

Страниц: 75

Автор: Ольга

2008 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Преодоление социально- педагогической запущенности детей младшего школьного возраста. (Дипломная работа, 2008)

    ... и технологии преодоления социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является процесс преодоления социально-педагогической запущенности школьников. Предмет исследования содержание и ...

  2. Социально – психологические ценности современного младшего школьника (Курсовая работа, 2011)

    ... : Социально-психологические ценности современного младшего школьника. Объект исследования: социально-психологическое развитие современного младшего школьника. Предмет исследования: ценности современного младшего школьника. Цель исследования ...

  3. стимулирование развития основ социально важных качеств младших школьников во внеурочное время (Социальная педагогика) (Дипломная работа, 2008)

    ... общения младших школь-ников и формирование поведенческо-волевого компонента социально важных качеств. Итак, начальный этап организации процесса воспитания младших школь ...

  4. Взаимосвязь стиля педагогического общения учителя с социально-психологической адаптацией учащихся младших классов (Дипломная работа, 2008)

    ... учебной деятельности[28]. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию ... -действия педагога и обучающихся» (15, с. 97). Общение является неотъемлемым элементом педагогической ...

  5. Учебная мотивация и самооценка студентов ВУЗов (Курсовая работа, 2011)

    ... на изучение самооценки и учебной мотивации студентов вузов. Основным методом экспериментального исследования явился констатирующий эксперимент. Структура работы: работа состоит из ...

  6. тенденции формирования и развития социальной работы с учащийся молодежью. (Курсовая работа, 2009)

    ... опыта организации и содержания социальной работы с молодежью за рубежом, тогда как изучение опыта решения социальных проблем молодежи в других странах ...

  7. Профилактика школьной дезадаптации учащихся средней общеобразовательной школы (Дипломная работа, 2011)

    ... работа посвящается разработке профилактики дезадаптации подростков. Объект исследования - межличностные отношения подростков в процессе обучения, их общение. Предмет исследования - профилактика дезадаптации подростков ... развития детей указанного ...

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРО-БЛЕМА 8

§1. Сущность социально-педагогической адаптации сту-денчества 8

§2. Состояние проблемы адаптации студентов младших курсов 25

§3. Теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе 33

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СТИМУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВМЛАДШИХ КУРСОВ 39

§1. Современный подход к диагностике социально-педагогической адаптации студентов младших курсов 39

§2. Обоснование комплексного подхода к стимулирова-нию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов 49

§3. Экспериментальная проверка комплексного подхода к стимулированию социально-педагогической адапта-ции студентов младших курсов 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

ПРИЛОЖЕНИЯ 72

ОГЛАВЛЕНИЕ

Выдержка

Актуальность проблемы

Глубокие духовные, политические и социально-экономические преоб-разования, характерные для всех сфер жизни современной России, развитие рынка труда определяют необходимость опережающего развития системы высшего образования на основах гуманизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. На первый план выдвигаются вопросы повыше-ния эффективности высшего профессионального образования с точки зрения своевременного удовлетворения потребностей социума, адекватных проис-ходящим в нём изменениям.

Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в вузе. Начальный период обучения специфичен своей напря-жённостью, важностью для личностного и профессионального становления, будущего специалиста. Поэтому естественно то внимание, которое уделяется учёными и педагогами-практиками личности начинающего студента, процес-су его вхождения в образовательную среду вуза и адаптации в ней.

Присмотревшись к учебному процессу в вузе, мы пришли к выводу, что в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших кур-сах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Проведённое исследование по-казало, что 82% респондентов испытывали на младших курсах трудности адаптации.

Наиболее типичные их проявления — отрицательные эмоциональ-ные состояния (тоска, подавленность), неспособность полноценно включить-ся в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогическо-го содействия, выявления педагогических условий, реализация которых по-зволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе..

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой про-блемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обу-словили выбор темы исследования: «Стимулирование социально-педагогической адаптации студентов младших курсов».

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспе-чивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе.

Объект исследования: процесс стимулирования адаптации студентов младших курсов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в РГСУ.

Предмет исследования: содержание, основные направления формы и методы деятельности по адаптации студентов факультета социальной рабо-ты, педагогики и ювенологии к обучению в вузе на начальном этапе их про-фессиональной подготовки.

Гипотеза исследования — процесс адаптации студентов младших кур-сов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе будет эффективным, если:

a. обеспечивается комплексный подход в процессе стимулирования социально-педагогической адаптации студентов младших курсов;

b. в процессе обучения реализуется ценностный потенциал образо-вания;

c. осуществляется воспитание у студентов ценностного отношения к традициям вуза как одному из основополагающих факторов их успешного социокультурного развития.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность социально-педагогической адаптации сту-денчества;

2. Определить состояние проблемы адаптации студентов младших курсов;

3. Обозначить теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе;

4. Провести диагностику социально-педагогической адаптации сту-дентов младших курсов;

5. Обосновать суть комплексного подхода к стимулированию соци-ально-педагогической адаптации студентов младших курсов;

6. Провести экспериментальную проверку комплексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов.

Теоретико-методологической основой исследования являются: диа-лектико-материалистическая теория познания; теория деятельности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); психологи-ческая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); естественнонаучные, социологические и психолого-педагогические концепции адаптации (Б.Г. Ананьев, П.К. Ано-хин, В.В. Антипов, Р.Ф. Ихсанов, И.П. Павлов, А.В. Петровский, Г. Селье, И.М. Сеченов и др.); ведущие положения теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др.

); фундаментальные положе-ния и обобщённые подходы в трактовке ценности в зарубежной философии (В. Виндельбанд, И. Кант, Г. Риккерт, В. Фанкл и др.), отечественной фило-софской мысли (В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.О. Лос-ский, В.П. Тугаринов и др.); в социологии (Р.Ф. Ихсанов, А.И. Кравченко, Н. Смелзер и др.); в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.); в педагогике (A.M. Баскаков, В.П Зинченко, А.В. Кирьякова, В.А. Лекторский, A.M. Саранов и др.)..

Методами исследования послужили:

теоретические: анализ и обобщение социологической, психолого-педагогической, методической и др. литературы;

эмпирические: опросы, наблюдение, тестирование, проективные методики;

педагогический эксперимент.

Элементы научной новизны исследования

Рассмотрены сущность социально-педагогической адаптации студенче-ства; определено состояние проблемы адаптации студентов младших курсов; дано теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации; проведена диагностика социально-педагогической адаптации студентов младших курсов; обоснована суть ком-плексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов; проведена экспериментальная проверка ком-плексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов.

Практическая значимость

Разработана технология стимулирования, обеспечивающая эффектив-ное педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов фа-культета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе.

На защиту выносятся: 1) обоснование необходимости стимулирова-ния социально-педагогической адаптации студентов младших курсов фа-культета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе на основе комплексного подхода; 2) определение сущности социально-педагогической адаптации студенчества; 3) комплекс педагогических усло-вий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов млад-ших курсов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обу-чению в вузе..

Этапы научного исследования

Работа выполнялась поэтапно: 1 этап теоретический (апрель 2007 август 2007 года) включал анализ и обобщение литературы, формулирование поня-тийного и научного аппарата исследования, разработку комплексного подхо-да к стимулированию адаптации студентов младших курсов факультета со-циальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе. 2 этап кон-статирующий эксперимент (сентябрь, октябрь 2007 г.) проведение диагно-стики по выявлению уровня адаптации студентов младших курсов факульте-та социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе. 3 этап формирующий эксперимент (октябрь 2007 декабрь 2007 гг.) собственно реализация комплексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов факультета социаль-ной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе. 4 итоговый (ян-варь, февраль 2008 г.) проведение контрольного эксперимента, обобщение результатов исследования, оформление текста дипломной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в РГСУ на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии. Группу исследования соста-вили 100 человек I-III курсов..

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованной литературы

1. Айзенк М., Брайант П., Куликэн Х. Психология: комплексный подход / Под ред. М. Айзенка; Пер. с англ. С.Б. Бенедиктова. Мн.: Новое знание, 2002. 832 с.

2. Андреева Г.А. Социальная психология. М., 1999.

3. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы психо-логии. 1962. № 7. С. 97111.

4. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.: Изд-во «Знание», 1970. 46 с.

5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1999. Т. 15. № 1. С. 318.

6. Бандура А. Теория социального научения. Пер. с англ. / Под ред. Н.Н. Чу-барь. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

7. Басовская С.Ю. Адаптация студентов на начальном этапе профессио-нально-педагогической подготовки. М., 2007.

8. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Антиномичность адаптивной и гумани-стической функций педагогической деятельности. 2007. http://portalus.ru.

9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове-ка. СПб.: Наука, 1998.

10. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема//Высшее образование в Рос-сии. 1999. № 2. С. 65-73.

11. Вилданова Ф. 3. Образовательное пространство как источник само-развития личности студента//Прикладная психология. 2002. № 56. С. 131134.

12. Волгина Т.Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом ву-зе: трудности, проблемы, пути их решения//Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического универ-ситета». 2007. www.omsk.edu.

13. Гапонова С.А. Образовательное пространство высшей школы как фак-тор формирования психических состояний студентов//Психологическая служба. 2007.

14. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения//Психологический журнал. 1999. Т. 15. № 3. С. 131 135.

15. Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1998.

16. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А... Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 2000. С. 73162.

17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособ. Мн.: Университетское, 1999. 368 с.

18. Колобков В.Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов колледжа.//Автореферат, М., 2007.

19. Кон И.С. Социология личности. М., 2006.

20. Кочубей В. П., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьни-ков. М.: Знание, 2003.

21. Кремень М.А. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедея-тельности // Адукацыя і выхаванне. 1999. № 34. С. 2224.

22. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1999.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998.

24. Ломов Б.Ф., Сурков Е.И. Антиципация в структуре деятельности. М.: Изд-во «Наука», 1999. 279 с.

25. Лычагина И.Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода// Автореферат, Челябинск, 2007. 23 с.

26. Мирзаянова Л.Ф. Теория упреждающей адаптации к профессиональ-ной деятельности // Веснік адукацыі. 2003. № 12. С. 4952.

27. Мирзаянова Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогиче-ской деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Под ред. Т.М. Савельевой. Мн.: «Беларуская навука». 2003. 271 с.

28. Мирзянова Л.Ф. Стратегии упреждающей адаптации студентов к педа-гогической деятельности. М., 2007.

29. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: АН Арм. ССР, 1988. 263 с.

30. Панасюк А. С. К вопросу о гармонизации внутривузовского общения// Тезисы 3-й Российской конференции по экологической психологии. М., 2003. С. 140-142.

31. Панов В. И. Психолого-педагогические модели образовательной сре-ды// Тезисы 3-й Российской конференции по экологической психоло-гии. М., 2003. С. 142-146.

32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. ст. В.А. Лекторского, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Меж-дународная педагогическая академия, 1999. 680 с.

33. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1999.

34. Проблемы педагогики начальной, средней и высшей школы: Сб. науч. — метод. трудов / Сев. — Осет.гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова; Под ред. Г.Н. Александрова. Вып. 1. Владикавказ: Изд-во СОГУ,1998. 160 с.

35. Прохоров А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999.

36. Прохоров А. О. Феноменология регуляции психических состояний// Психология психических состояний: Сб. ст./Под ред. проф. А. О. Про-хорова. Вып. 4. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. С. 263274.

37. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. уч. зав. М.; Изд. центр «Академия», 2003. 480 с.

38. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Пер. с польск. В. К. Вилюнаса. М.: Прогресс, 1999.

39. Секун В.И. Психология в природе и механизмы психической регуля-ции деятельности // Адукацыя і выхаванне. 1999. № 11. С. 2941.

40. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1999.

41. Чайка В.Г. Особенности социально-психологической адаптации сту-дентов в вузе. // Инновации в образовании. 2002. № 2. С 35-41.

42. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1998. 224 с.

43. Bandura A. Self-efficasy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change // Psychological Review. — — 1977. № 84. P.191215.

44. Mcguire W.J. Persuasion, Resistance and Attitude Change // Ithiel de Sola Pool et al. (Eds). Chicago: Rand McNally, 1973. 230 с.

4 38
RUR 3490

Книги для самоподготовки по теме "Стимулирование социально-педагогческой адоптации студентов младших курсов." - Дипломная работа

Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического Здоровья
Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического Здоровья
Издательство Pubmix.com , 2012

ISBN 5424105025,9785424105029

Советская педагогика
Советская педагогика
1985

ISBN

Психология и педагогика
Психология и педагогика
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5459004535,9785459004533

Издание содержит: предметная области психологии и педагогики; личность и ее развитие; познавательная,...
Vybranyia navukovyia pratsy Belaruskaga dziarzhaunaga universiteta, 1921-2001
Vybranyia navukovyia pratsy Belaruskaga dziarzhaunaga universiteta, 1921-2001
2013

ISBN

Нижнер эдукатион тодай
Нижнер эдукатион тодай
2013

ISBN

Русский язык за рубежом
Русский язык за рубежом
1984

ISBN







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх