Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Дипломная работа
Миф и особенности мифологического сознания в первобытной культуре


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Культурология

Дипломная работа по теме:

Миф и особенности мифологического сознания в первобытной культуре

Страниц: 73

Автор: Ольга Максимова

2008 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Основные черты первобытной культуры (Курсовая работа, 2011)

    ... мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия. Возникновение культуры связано с ... человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, В обыденном сознании слово “миф ...

  2. Первобытная культура и первобытность культуры. (Реферат, 2008)

    ... до нас непосредственные вещественные следы древнейших культур, этнография, изучает жизнь первобытных обществ недавнего прошлого во всей ее ... век І тысячелетие до н.э. Палеолит. Первый человек был медленнее и слабее, больших хищников ...

  3. Первобытная культура (Реферат, 2008)

    ... то время как археология доносит до нас непосредственные вещественные следы древнейших культур, этнография, изучает жизнь первобытных обществ недавнего прошлого ...

  4. История первобытной культуры (Реферат, 2011)

    ... образованию человечества. Как результат - возникновение искусства. Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в древнейший период истории вместе с человеком ... сей день. Цель данной работы изучить историю первобытной культуры и рассмотреть ...

  5. Первобытная культура (Реферат, 2008)

    ... и человек и общество того времени, ее корни нужно выводить из соответствующих условий жизни первоначальных людей, условий ... " выдвинул анимистическую теорию происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духи была древнейшей ...

  6. Предпосылки возникновения первобытной культуры (Реферат, 2009)

    ... народов, существующих сегодня, сохранивших в нетронутом виде образ жизни первобытного человечества. Первобытная культура охватывает в своем преимуществе искусство ...

  7. Традиционная культура первобытности (Реферат, 2009)

    ... . Первобытность является начальным этапом существования человечества. Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время ...

Содержание

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие мифа и его роли в истории развития европейской культуры 6

1.1. Понятие, сущность и мифа как категории культурологии 6

1.2. Типология и происхождение мифов 28

Глава 2. Особенности мифологического сознания в первобытной культуре. 33

2.1. Миф как элемент древнего миропонимания 33

2.2. Роль мифа в переходе от пра-логического к логическому мышлению 43

Глава 3. Мифологические образы и проявления элементов архаического мифологического сознания в современной культуре 52

3.1. Становление концепции современного мифа 52

3.2. Мифы нового сознания 61

Заключение 71

Список литературы 73

Введение

Актуальность темы исследования. Человека изначально сопровождали, и будут сопровождать мифы: они ему имманентны по самой его сущности. Мифы привлекательны в первую очередь своей простотой, доступностью восприятия, а также образностью, символичностью изложения и, следовательно, легкостью запоминания и передачи информации. В данном исследовании под структурным компонентом мифологии «мифом» понимается иллюзорное отражение реальности..

Иногда можно встретить утверждение о том, что обилие трудов, посвященных мифологии, настолько велико, что делает невозможным обнаружение в ней предмета для серьезного научного анализа. Возможно, это и привело многих ученых к выводу, что миф остался в далеком прошлом человечества, что с возникновением, развитием и доминированием научного мировоззрения неоправданной является попытка рассмотрения мифологии как способа бытия современного общества. С нашей точки зрения, миф не исчез, не остался в прошлом. Напротив, мысль о том, что развитие науки вытеснило миф, привело, на наш взгляд, к мифологизации самой науки, с одной стороны, и необходимости глубокого анализа феномена мифа, к выявлению его роли в современном обществе, с другой.

Актуальность проблемы видится и в том, что само понятие мифологии, мифа, его форм и сущностных характеристик в современных исследованиях по мифологии нуждаются в прояснении и уточнении. Также философская проблема человеческого бытия не может быть понята бе осмысления места мифа в сознании общества и индивида.

Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что большинство авторов рассматривают миф как нечто, существовавшее и формирующееся в условиях дефицита информации, в условиях еще не возникшего знания и науки в целом. Гораздо меньше работ, в которых актуализируется и решается вопрос о влиянии «избытка» информации на процессы, происходящие в недрах общественного сознания, в том числе и процессах, приводящих к мифологизации самой науки.

Все изложенное выше обусловливает необходимость целостного философского осмысления феномена мифологии как способа бытия общества в современных условиях.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на обилие авторов, литературы, исследований, разнообразие позиций, следует отметить, что особенности мифологии исследуются лишь фрагментарно В настоящей работе использован ряд таких работ: Смирновой А.Н., Семенова А.Е., Яковлева П.А. .

Объектом дипломного исследования выступает мифология как элемент духовного бытия первобытного общества и человека.

Предметом выступает мифология как способ бытия общества.

Цель дипломного исследования состоит в анализе феномена мифологии, выявлении специфики мифологии и мифов в современном обществе.

В соответствии с поставленной целью в ходе дипломного исследования решаются следующие задачи:

 рассмотреть многообразие подходов к определению понятий «мифология», «миф» и определить их сущность;

 определить роль мифологии и ее основные функции;

 выявить структуру и место мифологии в первобытной культуре;

 рассмотреть механизмы формирования мифологии в современной науке и политике;

 определить место и роль мифологии в современной культуре и проанализировать способы распространения мифов в общественной и культурной жизни современного человека.

Решение данных задач позволяет обосновать положение, выносимое на защиту: мифология проявляется во всех сферах современного социального бытия как ответ на экзистенциальную потребность человека в осмыслении своего бытия, а также для обеспечения стабильности и постоянства.

Методология исследования: решение указанных задач с необходимостью потребовало применения диалектиеского метода, принципа единства исторического и логического, сравнительно-исторического метода, принципа восхождения от абстрактного к конкретному. Также был использован принцип дополнительности, методы междисциплинарного анализа и синтеза, типологический и герменевтический анализ.

Достижение поставленной цели и решение намеченных задач предполагает опору на общие принципы и нормы научного рационального философского мышления. Наиболее значимыми для данного исследования являются такие общефилософские научные принципы, как: культурно-исторический характер формирования личности; принцип системности; принцип активности процесса познания; принцип социального взаимодействия. Роль сквозного методологического принципа играет принцип дополнительности и целостности человеческого познания и бытия.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

 определены механизмы формирования мифологии в первобытной культуре;

 выявлен статус мифологии в формировании бытия современного общества.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Положения и выводы, являющиеся основным итогом дипломного исследования, могут быть использованы в ходе дальнейшего осмысления мифологии как способа бытия современного общества. А также для формирования новых подходов к изучению мифологии..

Выдержка

Глава 1. Понятие мифа и его роли в истории развития европейской культуры

1.1. Понятие, сущность и содержание мифа как категории культурологии

После того как человек перестал жить в мифе этом неизбежном и естественном для определенного этапа порождении своего сознания, он вот уже в течение нескольких столетий пытается определить, что же это было такое. Конечно, на феноменальном уровне можно говорить о «синкретическом единстве сознания, выражавшемся в рассказах о мифических временах, событиях или персонажах, об отличии мифа от сказки, о связи его с ритуалом, о присутствии в мифе тех или иных жизненно важных для первобытного коллектива моментов, и из этого интуитивно будет ясно, о чем, собсвенно, идет речь» . Однако эти соображения все же не позволяют нам проникнуть в сущность мифа, понять его внутреннюю природу, объяснить происхождение мифического сознания, хотя о первобытном сознании в целом нам уже многое известно: нам понятны основные закономерности антропосоциогенеза, механизмы возникновения морального сознания, религии и т.д. , а общей картины становления мифического сознания все нет.

Может показаться странным и то, что человеческая мысль постоянно обращается к проблеме мифического сознания. Любой мыслитель XX в., задававшийся вопросами о природе социального бытия, непременно касался и вопроса о мифе.

И, как всегда, конструктивные и настойчивые попытки ответить на эти вопросы неизбежно сопровождались пессимистическими и скептическими рассуждениями о «принципиальной недоступности», «изначальной таинственности» мифа: поскольку ни один человек нашего века практически не живет мифом, постольку ему необычайно трудно постичь природу мифа, подходя к нему уже как к предмету изучения . Наиболее существенное опровержение такого не сегодня возникшего взгляда эволюция исследований мифического сознания, которая дала несколько ярких результатов: это и четкое размежевание форм сознания, среди которых миф занимает особое место, и вычленение внутри самого мифологического сознания явлений, близких к мифу, но не тождественных ему по сути. Конечно, мифологическое сознание это для нас во многом и до сих пор неисследованная земля, и потому особенно важно сейчас найти метод, который позволил бы, двигаясь по этой зыбкой и обманчивой почве, получать достаточно надежные результаты.

Список использованной литературы

1. Алексеев А.Н. формирование и развитие мифологического сознания. М.: ПРИОР, 2006

2. Амелина А.Н. Культурология. М.: Олма-пресс, 2005

3. Барт Р.Типология мифов. М.: Манускрипт, 2005

4. Бокль Г. С. Т. История цивилизации в Англии. СПб, 1996. Т. 1.

5. Гадомер Г. Миф и разум // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

6. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М, 1987

7. Же Б. Космогония и воображаемое. Разбор четырех сказок А. С. Пушкин а//Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. М., 1983.

8. Ле Гофф Ж. Предисловие // Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998

a. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: МР3 Пресс, 2006

9. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М, 1991.

10. Мандельштам О. Э. Девятнадцатый век // Собр. соч. М., 1991.

11. Маркс К, Энгельс Ф. Полн. Собр. Соч. Т.3.

12. Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки//Пропп В. Я. Морфология сказки. М.: Смарт, 2006

13. Меликов В. В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагаватгиты» и других индийских текстов) — М., 1999.

14. Опарина М.В. Мифологическое сознание. М.: Смарт, 2006

15. Опарина М.В. Теория мифологического знания. М.: Олма-пресс, 2006

16. Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990

17. Семенов А.Е. Современная мифология. М.: ПРИОР, 2005

18. Сиверцев М. А. Влияние дискурса традиционных культур на становление полицентрического образа фундаментальной науки (Востребование наследия традиционных культур в компьютерную эпоху) // Ориентация — поиск Восток в теориях и гипотезах. М., 1992.

19. Смирнова А.Н. Мифологическое сознание//Экспертиза, 2006, № 12

20. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976. С

21. Философия/Под. ред. Чайникова А.С. М.: ПРИОР, 2005

22. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3.

23. Хрестоматия по психологии/Под ред.А.М.Глуховой — М.: ПРИОР, 2006

24. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996

25. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

26. Юнг К. Г, Кереньи К. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996

27. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994.

28. Яковлев П.А. Развитие сознания и мифология. — М.: Литера, 2006

29. Яковлев П.А. Истоки научного знания//Экспертиза, 2006, № 12

30. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

5 49
RUR 3490

Книги для самоподготовки по теме "Миф и особенности мифологического сознания в первобытной культуре" - Дипломная работа

Культурология
Культурология
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5498074867,9785498074863

Основной целью данного учебного пособия является обеспечение успешной подготовки студентов к экзамену на...
Научное мировоззрение и социалистическая культура
Научное мировоззрение и социалистическая культура
1988

ISBN

Миф в системе культуры
Миф в системе культуры
1991

ISBN

Эстетика. Искусствознание. Религиоведение
Эстетика. Искусствознание. Религиоведение
2013

ISBN

Искусство и мировые религии -- О системе эстетических категорий -- Система категорий эстетики --...
Вестник Московского университета
Вестник Московского университета
1988

ISBN

Познание, язык, культура
Познание, язык, культура
1984

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Русский народный костюм - Славянская культура

Русский народный костюм - Славянская культура

Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX в.в.вв. Историко-культурный и социологический анализ русского народного костюма европейской части. далее

«Суициды — это просто статистика страны» - Lenta.ru

«Суициды — это просто статистика страны» - Lenta.ru

На прошлой неделе Следственный комитет сообщил , что в 2012 году в России покончили с собой 730 детей и подростков. За год ситуация с подростковыми самоубийствами не улучшилась, в 2011 году свели счеты с жизнью 711 человек. Почти не изменилась и статистика неудачных попыток самоубийств — за два последних года уйти из жизни пытались еще более 2,5 тысячи подростков. Статистика СК на несколько... далее

Уровень массового сознания в России до сих пор мифологический - inoСМИ.Ru

Уровень массового сознания в России до сих пор мифологический - inoСМИ.Ru

По приглашению "Тыжня" и книжного магазина «Е» в Киеве состоялась встреча с Юрием Афанасьевым, российским историком, идеологом антикоммунистического движения в СССР, одним из основателей и сопредседателем движения «Демократическая Россия». Публикуем новые соображения российского интеллектуала на эту тему, которые прозвучали во время последней встречи. Она формировалась как государство - и это... далее

Жительница Приамурья делает обереги на все случаи жизни - Информационный портал 2x2.su

Жительница Приамурья делает обереги на все случаи жизни - Информационный портал 2x2.su

Она изображает их на керамических изделиях и делится своими знаниями с другими. - Ремесло для меня - инструмент, чтобы передать то, что я несу, глина - это способ передать мои знания. С детства у меня был интерес к знакам, символам. Когда другие ребята играли в войнушку, а девочки были медсёстрами, я создавала какие-то тайные языки, письмена (смеётся). Постепенно я шла к этому, меня всегда... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх